Gremlin's treasure

 

WHAT IS D&D?
Frequently Asked Questions

 

Содержание:

  1. Что такое (A)D&D?

  2. Что такое ролевая игра?

  3. Разве бывают настольные ролевые игры?

  4. Настольная игра в век компьютеров?

  5. Почему именно fantasy?

  6. Что нужно для того, чтобы играть в D&D?

  7. Чем и кем определяются события в игре?

  8. Что может персонаж в D&D?

  9. Что представляет собой процесс игры?

  10. Зачем нужны случайные числа?

  11. Какова цель игры и как определяется победитель?

  12. Какой длины обычно бывают игровые сессии?

  13. Как и где можно узнать механизм игры?

  14. Какие компьютерные игры имеют отношение к D&D?

  15. Эта игра предназначена для детей и подростков?

  16. Какая-нибудь художественная литература имеет отношение к D&D?

  17. Как проще всего начать играть?

  18. Куда обращаться в интернете?

  1. Что такое (A)D&D?

    (A)D&D - это аббревиатура, образованная от названия ролевой настольной игры в стиле fantasy "(Advanced) Dungeons And Dragons". Первый вариант этой игры появился в середине 1970-х гг., и с тех пор игра приобрела гигантскую популярность. В 2000 году вышла в свет 3-я редакция D&D, в 2003 году - 3,5 редакция. Именно эти варианты правил сейчас являются наиболее распространенными.

  2. Что такое ролевая игра?

    Ролевая игра - это игра, которую лучше всего определить как представление в театре, где каждый из участников игры "отыгрывает" ту или иную роль. Здесь есть три главных отличия: способности и личности персонажей игроков могут полностью определяться участниками, а не сюжетом; сюжет содержит только основные события, которые должны произойти - в каком порядке и что случится в действительности зависит от хода игры; участники не "повторяют" события, а "создают историю" - возможно, попадая в ситуации, которые по сюжету совершенно предусмотрены не были. В дальнейшем для краткости вместо "ролевая игра" будет использоваться аббревиатура RPG (role-playing game).

  3. Разве бывают настольные ролевые игры?

    Да, конечно. Можно, продолжая сравнение с театральным представлением, проводить игру "на местности" - совершая все действия "вживую". Такой вид RPG существует и пользуется большим успехом. Однако у него есть ряд очевидных недостатков, самый элементарный из которых - отсутствие времени. Поэтому были придуманы "настольные" варианты этих игр. В отличие от ролевых игр "вживую", в настольных играх действия не совершаются игроками, а объявляются. Если в игре на местности один игрок атакует другого пластиковым мечем, то в настольной игре игрок говорит: "Я атакую врага."

  4. Настольная игра в век компьютеров?

    Да, именно так! Безусловно, широкое распространение компьютеров сильно изменило отношение к подобному роду времяпровождения - и, тем не менее, настольные ролевые игры не просто выжили, а, напротив, набирают все большее и большее количество сторонников... Конечно, это дело вкуса - играть по компьютеру или за столом - и тот факт, что число играющих в D&D растет, говорит сам за себя...

  5. Почему именно fantasy?

    Разумеется, мир, описываемый RPG, может быть и современным (например, в жанре science fiction). Такие игры есть - например, CyberPunk 2020 или Unknown Armies. Тем не менее D&D - наиболее популярная RPG в мире, и поэтому иного ответа на этот вопрос, чем "так сложилось исторически", дать трудно.

  6. Что нужно для того, чтобы играть в D&D?

    Все, что необходимо для участия в этой игре - это письменные приборы и генератор случайных чисел (обычно это просто набор игральных костей). Остальное зависит только от фантазии и желания играющих. Разумеется, необходимо также знание механизма игры - системы, определяющей шансы того или иного события. Также интересным представляется использовать существующие сюжеты ("модуля" по игровой терминологии) - хотя это и не обязательно, начинать лучше именно с готовых модулей.

  7. Чем и кем определяются события в игре?

    Все настольные RPG подразумевают, что один из участников (его обычно называют GM - Game Master, в D&D более популярен термин DM - Dungeon Master) играет особую роль - он не "отыгрывает" персонажа, а "ведет игру". В распоряжении DM'а имеются так называмемые "модуля" - тексты (изданные типографским или иным способом), которые представляют собой описание игрового мира и список событий, которые могут произойти с игроками (остальных игроков обычно называют партией).

  8. Что может персонаж в D&D?

    Способности персонажа определяются случайно в начале игры и по мере того, как он набирает опыт. Эта случайность, впрочем, не является "чистой" случайностью - игроки практически всегда примерно знают шансы успеха того или иного действия. Сфера "профессиональных" интересов персонажа (так называемый "класс") обычно определяется самим игроком. По мере того, как пресонаж развивается, получает опыт, его способности растут.

  9. Что представляет собой процесс игры?

    Принципиально общая схема игры проста: DM описывает текущую ситуацию, игроки заявляют, что делают или говорят их персонажи, DM вносит коррективы и объявляет, что происходит дальше, игроки снова что-то делают, и т.д.. В зависимости от модуля 20-80% реального времени будут занимают бои. Система боя, наряду с системой магии является основой D&D. Кроме боев, важное место в игре занимают разговоры персонажей друг с другом и с NPC (Non Player Characters, персонажи, находящиеся под управлением Dungeon Master'а.)

  10. Зачем нужны случайные числа?

    Подобно тому, как в современном мире многое из действий имеют определенную вероятность успеха (и распределение обычно известно), для определения результата в D&D во многих случаях применяется случайное число, взятое в определенном интервале. Обычно для этого используется бросок игральной кости (в D&D используются 6 видов костей: 4, 6, 8, 10, 12 и 20-гранные), хотя компьютерные программы могут это заменить (от чего, впрочем, по наблюдениям многих, игра что-то теряет).

  11. Какова цель игры и как определяется победитель?

    Никак! В D&D цель игры - не победа, а участие. Иной цели в игре, чем получение удовольствия от процесса, нет. Многие забывают об этом важном правиле, и в результате игра теряет свою прелесть. Очень многое, впрочем, зависит от личности DM'а, в частности, его умения разрешать спорные ситуации.

  12. Какой длины обычно бывают игровые сессии?

    Зависит от модуля. Существуют модуля, играющиеся в течение 6-8 часов, существуют на 2-4 таких сессии. Существуют также так называемые кампании, в которых описано столько событий, что их прохождение занимает годы (предполагая, что участники встречаются 1-2 раза в неделю)! Есть так же соревнование по типу "все против всех". Начинать следует, конечно же, с коротких модулей, чтобы освоить основы игры.

  13. Как и где можно узнать механизм игры?

    Все права на печатную продукцию, связанную с (A)D&D, принадлежат фирме Wizards of the Coast. Официальный дилер в России - компания Саргона. Официальный источник информации - Player's Handbook, книга, выпущенная этой фирмой. Цена трех основных книг, желательных для игры, Player's Handbook, Dungeon Master's Guide и Monster Manual - по $20 за штуку. Дорого? В интернете есть множество варезных сайтов. Русский перевод литературы по AD&D, как говорят, будет уже в этом году. Впрочем, в прошлом году тоже так говорили.

    Что же касается сюжетов игры, "модулей", то их на русском языке множество, причем большинство из них распростроняется в Интернете с согласия авторов. Вы можете найти их, например, здесь.

  14. Какие компьютерные игры имеют отношение к AD&D?

    Очень много компьютерных игр создано как по мотивам AD&D, так и по другим RPG. Краткий, неполный список: Eye of Beholder, Planscape: The Torment, Baldur's Gate, Neverwinter Night, Icewind Dale, Pool of Radiance... Однако не вызывает сомнения суждение, что компьютер не в состоянии заменить игровой атмосферы и "живого" DM'а, и в этом смысле настольный вариант не имеет себе равных. Живой мастер, в отличие от компьютера, позволяет персонажу неограниченную свободу действий. По этой и другим причинам, настольные игры позволяют гораздо глубже войти, вжиться в роль, чем компьютерные.

  15. Эта игра предназначена для детей и подростков?

    Прочтя все вышесказанное, у многих может сложится такое мнение. Однако в действительности это впечатление ошибочно: несмотря на то, что понятие "игра" традиционно связывается с чем-то несерьезным, "детским", здесь случай несколько иной. Практика показывает, что AD&D представляет интерес для людей практически любого возраста; в США, на родине этой игры, есть люди, которые играют в подобные игры уже больше двадцати лет, и тот факт, что средний возраст поклонников AD&D у нас несколько ниже, объясняется, вероятно, просто некоторой закомплексованностью людей старшего поколения.

  16. Какая-нибудь художественная литература имеет отношение к D&D?

    Да... Серии DragonLance и RavenLoft, уже вышедшие на русском языке, представляют собой художественные описания приключений, которые происходят в некоторых мирах, описанных в D&D. Существуют также модуля, написанные по этим приключениям - в этом отношении наиболее известны DragonLance Adventures, которые особенно рекомендуются для начинающих.

  17. Как проще всего начать играть?

    Прежде всего надо найти DM'а, который сможет объяснить правила. Правил довольно много, поэтому имеет смысл не создавать свою партию, а подключиться к уже идущей или хотя бы понаблюдать за игрой тех, кто уже с ней знаком. Позже можно подключаться самим.

  18. Куда обращаться в интернете?

    Самым большим русскоязычным порталом по D&D и RPG в целом, и не только по RPG, является, разумеется, Ролемансер. А вообще-то, смотрите раздел ссылок нашего сайта. Ну, и размеется, Гремлин всегда будет рад вашим письмам! Еще на Ролемансере можно найти людей, которые играют в D&D не за столом, а в интернете, но это уже совершенно другая история.

Этот сборник вопросов и ответов составлен Ярославом Блюстаром, с использованием английских материалов, и пересмотрен с учетом изменений за последнее время Юрием Зуевым, специально для сайта Gremlin's Treasure.